СП ДС «Колосок»
ГБОУ СОШ пос. Комсомольский муниципального района Кинельский Самарской области
8(84663) 5-13-30
23 марта 2022 года
Дети в дошкольном возрасте очень любознательны. Наша задача состоит в том, чтобы помочь детям познать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрактных обучающих средств, одними из которых являются счетные палочки.
Традиционно счетные палочки используются как счетный материал. Однако счетные палочки представляют собой многообразные конструктивные возможности. Именно палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, внимания, воображения, мышления, речи, а также позволяют формировать геометрические представления, развивать пространственное воображение у детей и конструктивные навыки.
Задачи:
Создать образовательную обстановку
Закрепить знания цветов;
Продолжить знакомить с геометрическими фигурами;
Развивать сенсорные способности;
Воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.
Развитие логического мышления.
Цель мастер-класса:
Создать условия для передачи педагогического опыта работы по использованию цветных счетных палочек как средства познавательно-речевого развития дошкольников.
Дидактический материал:
Счетный материал,
Картотека «Схемы из счетных палочек».
Раздаточный материал:
Пластмассовые цветные счетные палочки;
Разрезные картинки со стишками;
Картинки-образцы.
Ожидаемые результаты:
У педагогов появится интерес в использовании счетных палочек не только для счета, но и для развития внимания, воображения, речи, мышления, мелкой моторики рук и других.
Основные методы и приемы:
Наглядные: картинки-образцы;
Словесные: упражнения и задачи со счетным материалом.
Знакомство с видами счетного материала, актуальность использования счетных палочек для познавательно-речевого развития дошкольников.
Как всем известно, существует достаточно много разнообразного счетного материала. Это обычные счетные палочки, магнитная мозаика, разрезные картинки, геометрические фигуры, деревянный счетный материал и другое.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе. Традиционно они используются для счета.
Но задача счетных палочек этим не ограничивается. Счетные палочки помогают развивать:
Самостоятельность;
Воображение и творческое мышление;
Внимание;
Интерес к исследованиям и познанию;
Активность;
Целеустремленность;
Способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности;
Сосредоточенность.
Представление педагогического опыта по использованию счетных палочек в познавательно-речевом развитии дошкольников. В своей работе я использую пластмассовые счетные палочки (длина – 11 см), так как они безопасные.
Предлагаю вашему вниманию следующие игры со счетными палочками:
Выложи по образцу
На что похожа картинка
Логические игры со счётными палочками
На первый взгляд, несложная игра. Однако для ребёнка в возрасте 5-7 лет – это серьёзный мыслительный процесс, который задействует пространственное мышление и смекалку. Перед дошкольником – карточки с рисунками. Чтобы не нагружать будущего первоклашку, можно выкладывать их по одной. Начните, на ваш взгляд, с простых изображений, постепенно переходя к более сложным картинкам. Как только один предмет будет построен, обсудите с ребёнком, как и что у него получилось. Например, какие геометрические фигуры встречаются на рисунке, какие из них большие, а какие маленькие, сколько палочек потребовалось, чтобы сделать снежинку или одуванчик. В этом возрасте можно познакомиться с понятием «угол». Покажите его на примере и простыми словами объясните, что это такое. Например, место, где встретились две палочки.
Как только ребенок начнёт без труда справляться с заданием, усложните его. Пусть ребёнок сложит изображение с помощью палочек по памяти. Затем переходите к другим заданиям.
Постройте из палочек предмет, но не до конца. Предложите ребёнку догадаться, что это за картинка и чего на ней не хватает. Не спешите, дайте время подумать. Фантазия у детей в этом возрасте работает очень хорошо. Вполне возможно, что ребёнок додумает свою картинку, отличительную от вашей. Если будущему школьнику будет трудно, помогите ему. Скажите, что вы хотели изобразить.
Как только ребенок отлично усвоит выкладывание картинок по шаблонам и самостоятельно, он готов к логическим играм. В таких задачах требуется нестандартный подход к решению и смекалка. Задания в головоломках разнообразны. Можно, например: убрать лишние палочки, чтобы получился другой рисунок, добавить недостающие палочки или переложить палочки местами. В некоторых случаях может быть даже несколько вариантов решения загадки. Кстати, отличной альтернативой счётным палочкам могут стать обыкновенные спички.
Спасибо за внимание, мы готовы ответить на ваши вопросы.